Суббота, 04.05.2024, 17:45
Приветствую Вас Гость | RSS
Сайт Общества инвалидов "ШАНС" Октябрьского района г. Харькова
[ Новые сообщения · Участники · Правила форума · Поиск · RSS ]
  • Страница 1 из 1
  • 1
Форум » ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ » ТРОЛЛЕЙБУС в ХАРЬКОВЕ » ЯТБ-4: (Годы поставки 03.1939-1941 Годы эксплуатации 1939-1961(1964)
ЯТБ-4:
icvДата: Среда, 22.10.2014, 20:11 | Сообщение # 1
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
За годы существовавния троллейбусного сообщения в городе Харькове использовалось большое количество подвижного состава. Многие типы троллейбусов помнят только специалисты. Но и наша память, хоть и смутно, но хранит воспоминания о них. Они были частью нашей жизни. Вспомним о них.
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 20:18 | Сообщение # 2
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
Проектирование ярославских троллейбусов было начато осенью 1935 года. Директор завода В. А. Еленин с большой ответственностью отнесся к организации выпуска новой продукции, выделил максимум из весьма ограниченных производственных площадей. Под новое дело использовали помещения ФЗУ — фабрично-заводского училища. Обойный участок разместили в раздевалке, жестяницкую — в литейной мастерской, компрессоры пневматического привода тормозов собирали в красном уголке инструментального цеха, кузова — во дворе завода, под навесом. В сжатые сроки для проектирования кузова организовали специальное КБ, руководить которым поручили инженеру В. В. Осепчугову, а для обеспечения серийного выпуска — смежные производства: тормозного и электрооборудования, колёс, шин, резиновых изделий и др. Деревянный кузов проектировали конструкторы Крашенинников, Васильев, Хренов, а раму — Брейтовский. В ноябре 1935 г. спроектировали дисковый стояночный тормоз, взяв за основу от грузовика ЯГ-6, и двухбарабанные тормоза колёс. Одновременно с проектированием изготавливали кузова двух опытных образцов, сдвоенные пассажирские сидения и кресло водителя с регулировкой высоты и перемещением вперёд, другие агрегаты. Также в проектировании оборудования для будущего троллейбуса занимались специалисты НАТИ и завода «Динамо» имени С. М. Кирова. Конструкторское бюро ЗиСа сыграло значительную роль в разработке троллейбуса.

ЯТБ-1

Первые машины модели ЯТБ-1 были выпущены в начале 1936 года. Новый троллейбус имел стандартную для тех лет рамную структуру - на прочную металлическую раму устанавливался кузов, собранный из деревянного каркаса и обшитый стальными листами Первые машины получились совсем громоздкими - пустой троллейбус весил 9100кг. По сравнению со своим предшественником ЛК-1 машина получилась гораздо современнее. Исчез страшный гул трансмиссии, благодаря переносу двигателя влево значительно понизился уровень пола в проходе. Двигатель ДТБ-60 позволял развивать скорость до 40км/ч. В салоне могли разместиться 48 пассажиров, из них 34 - сидя.Появились пневматические двери, дежурное освещение салона (на случай отсутсвия напряжения в КС). Были конечно и недостатки, которые постоянно устранялись - так, первые ЯТБ страдали от несовершенной тормозной и в целом пневматической системы.
В 1937 году в серию была запущена усовершенствованная версия - ЯТБ-2. Эти троллейбусы были чуть легче, оттого чуть динамичнее. Исчезло большинство проблем предшественника (например, роликовые токосъёмники были заменёны на графитовые вставки).

Следующая модель, ЯТБ-4, была запущена в серийное производство в конце 1938 года. К тому времени троллейбусные системы работали уже в десятке городов СССР, и троллейбусы выпускались довольно серьёзными партиями, более двухсот машин в год. На ЯТБ-4 устанавливались (уже по центру) новые тяговые двигатели ДК-201Б вместо ДТБ-60. Новый двигатель был мощнее (74кВт против 60кВт у ДТБ-60), меньше и легче своего предшественника, и новая машина смогла развивать скорость в 57,5км/ч, разгоняясь с ускорением до 1м/с^2. Так же новый троллейбус был чуть длиннее своих предшественников (9500мм против 9300), сидячих мест стало 33, общая вместимость - 50 человек. Троллейбус получил новый компрессор, слегка изменённую главную передачу и изменённую электросхему. Внешнее отличие было только одно - пуско-тормозные реостаты перенесли с крыши под пол для лучшей защиты от осадков (к слову, через несколько десятков лет на многих моделях троллейбусов блок ПТР стали снова устанавливать на крышу, для лучшего охлаждения). Был значительно облегчён кузов, пустой троллейбус теперь весил 8500кг. Кроме того, была применена ставшая в последствии стандартной схема торможения - левая педаль теперь сначала включала электротормоз, а при большем нажатии подключала пневматику. Салон по-прежнему вмещал 34 сидячих пассажира. Выпуск этих машин до 1941 года; часть из московских ЯТБ после войны была отправлена на экспорт в Варшаву.


Последние экземпляры ЯТБ исчезли с маршрутов в середине 60-ых. Долгое время считалось, что ни одного экземпляра этих троллейбусов не сохранилось, однако в 2000 году в селе Ленинградской области был обнаружен кузов троллейбуса ЯТБ-1. уникальная машина была восстановлена и уже 15 мая 2004 года вышла на улицы Санкт-Петербурга, став действующим экспонатом музея городского транспорта "северной столицы".

 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 20:29 | Сообщение # 3
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
Троллейбусы ЯТБ-4 в Харькове.

К концу 30-х годов ХХ века троллейбусные системы были построены уже в 6 городах Советского Союза. Весной 1939 года строительство троллейбусной линии началось и в Харькове(от Дома РККА, р-н нынешнего сквера "Вечного огня", до Горпарка) . В конце марта 1939 года, как тогда писали "в подарок от Советского правительства", город получил 10 новых троллейбусов ЯТБ-4. Машинам именно этой модели и было суждено открывать троллейбусное движение в Харькове. Им были присвоены парковые номера №№50-59. Почему нумерация первых троллейбусных машин в городе не началась с №1, как это было в других городах Советского Союза - неизвестно.



Троллейбус ЯТБ-4 № 53 в Харькове. 5 мая 1939 года.


Техническая характеристика троллейбусов ЯТБ-4
Габаритные размеры
Длина, мм: 9300
Ширина, мм: 2500
Высота, мм: 3150
База, мм: 5200
Ширина колеи передних колес, мм: 1770
Ширина колеи задних колес, мм: 1870
Высота пола от уровня дороги, мм: 660
Ширина дверного проема, мм: 730
Масса и наполняемость троллейбуса:
Общий вес, кг: 8070
Количество мест:
общее 48
для сидения 35
Тяговый электродвигатель:
Тип двигателя: ДК-201Б
Мощность двигателя, кВт(л.с.): 74(100)
Номинальное напряжение, В: 550
Скоростные характеристики:
Максимальная скорость, км/час: 57,5
Ускорение при разгоне, м/с2: 3,6
Замедление при электродинамическом торможении, м/с2: 3,6

Колесная формула: 4х2
Размер шин: 10,50-20
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 20:30 | Сообщение # 4
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
Поступив в Харьков, новые машины расположились в Коминтерновском трамвайном парке, поскольку специального троллейбусного депо в Харькове не было. Позже было построено временное троллейбусное депо на улице Карла Либкнехта (Сумская) на месте нынешней Зеркальной струи. Туда и были перевезены ЯТБ-4.

ЯТБ-4 №55 в троллейбусном депо по улице Карла Либкнехта (Сумской).


 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 20:31 | Сообщение # 5
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
Троллейбусное движение в Харькове было намечено открыть к празднику 1 мая, но к этой дате подготовить пуск троллейбуса не успели. Обкатка новых машин на линии без пассажиров была произведена 3-4 мая, а 5 мая состоялось торжественное открытие первого маршрута харьковского троллейбуса. Первыми водителями троллейбусов стали харьковчане - бывшие водители Коминтерновского и Ленинского трамвайных парков, предварительно прошедшие переподготовку в Киеве.

Эти машины ежедневно осуществляли движение по двум маршрутам: №1 Горпарк - дом РККА и №2 Горпарк - Южный вокзал до октября 1941 года, когда движение было прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками.
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 21:52 | Сообщение # 6
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
Длина первой линии составила 6,6 км. Она прошла по такому маршруту: Дом Красной Армии (Университетская горка) — ул. Университетская — Спартаковский переулок — площадь Тевелева (площадь Конституции) — ул. Карла Либкнехта (ул. Сумская) — ЦПКиО им. Горького (обратно так же). 5 мая 1939 г. харьковский троллейбус начал работать в обычном режиме. К октябрю 1939 г. были построены односторонние троллейбусные линии по спуску Халтурина и по площадям Тевелева (Конституции), Розы Люксембург и Пролетарской от Спартаковского переулка до спуска Халтурина, а также двухсторонняя линия по Купеческому мосту, площади Карла Маркса, улице Карла Маркса и улице Красноармейской до Привокзальной площади, в связи с чем 7 ноября 1939 г. был открыт троллейбусный маршрут № 2 Южный вокзал— Горпарк .



Осенью 1939 года, перед открытием троллейбусной линии до Южного Вокзала, в Харьков пришли еще 8 троллейбусов ЯТБ-4, которые получили номера от №58 до №67. И еще одну партию из 9 троллейбусов (№68 - №76) город получил в первой половине 1940 года. Всего в довоенном троллейбусном парке Харькова насчитывалось 27 машин модели ЯТБ-4.
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 21:56 | Сообщение # 7
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
В октябре 1941 г. троллейбусное движение в Харькове прекращено в связи с оккупацией города немецкими войсками.

Во время Великой Отечественной войны было разрушено 13 троллейбусов, что составляло половинудовоенного парка. Некоторые из их числа были использовались в качестве баррикад во время уличных боев в октябре 1941 года.

После войны удалось восстановить лишь пять разрушенных машин, остальные восемь ремонту не подлежали. Так город потерял троллейбусы №№ 57,69,70,72-76. Другие 14 троллейбусов были повреждены не так критично, но все же были неработоспособны. К моменту возобновления троллейбусного движения в Харькове (май 1944 года) силами депо были отремонтированы 9 троллейбусов. Остальные 10 машин были восстановлены в течение 1945-1946 годов.




Восстановление ЯТБ-4 на территории троллейбусного депо №1 ЯТБ-4 №55 в троллейбусном депо по улице Карла Либкнехта (Сумской)
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 22:58 | Сообщение # 8
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
В конце 1940-ых многие троллейбусы прошли ремонт, в ходе которого получили новые окна и маршрутоуказатели. Примерно тогда же две машины (55 и 66) были переоборудованы в грузовые. В 1954 году были начаты списания троллейбусов. К тому моменту машины 1939г.в. намотали уже более миллиона километров. Последние троллейбусы ЯТБ-4 исчезли с маршрутов в 1961 году. Часть машин продолжали работать в качестве служебных до 1963-1964гг. Нередко списанные троллейбусы исполняли какие-то статические роли - бытовок, "штабов строительства" и др. К сожалению, уцелевшие кузова харьковских ЯТБ обнаружены не были, и вероятнее всего эти троллейбусы навсегда остались в истории.



Штаб строительства новой троллейбусной линии, 1958 год
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:00 | Сообщение # 9
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
1
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:02 | Сообщение # 10
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline


1942-43гг
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:03 | Сообщение # 11
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
1950


 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:05 | Сообщение # 12
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline


№ 52 1955-1956гг.
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:07 | Сообщение # 13
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline

№ 53 1946 г.
 
icvДата: Среда, 22.10.2014, 23:09 | Сообщение # 14
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
2
 
icvДата: Четверг, 23.10.2014, 23:13 | Сообщение # 15
Полковник
Группа: Администраторы
Сообщений: 2440
Репутация: 0
Статус: Offline
3
 
Форум » ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ » ТРОЛЛЕЙБУС в ХАРЬКОВЕ » ЯТБ-4: (Годы поставки 03.1939-1941 Годы эксплуатации 1939-1961(1964)
  • Страница 1 из 1
  • 1
Поиск:


Copyright MyCorp © 2024Бесплатный хостинг uCoz